Из общего множества способов нанесения лакокрасочных
материалов на детали и поверхности наиболее практичным и быстрым
является нанесение по средствам распыления воздушно-капельным путём при
помощи сжатого воздуха и краскораспылителя.
Выбор и покупка краскопульта (краскораспылителя)
достаточно ответственный и весьма затратный момент. Если вы встали
перед выбором сего предмета и потерялись в огромном море предлагаемых
видов и систем малярных пистолетов, то вам просто необходимо получить
немного теоретических знаний по видам краскораспылителей и систем передачи краски, в которых они работают.
Для начала рассмотрим схему устройства классического краскопульта или малярного пистолета:
Основные регулировки на краскораспылителе:
-
Регулятор подачи воздуха для точной настройки давления на выходе.
- Регулятор формы факела. Позволяет непосредственно во время работы подобрать оптимальную форму распыла.
- Регулятор хода иглы (открытия форсунки), отвечающий за количество и подачу материала.
Все предлагаемые сегодня на продажу краскопульты подразделяются по следующим системам распыления материалов:
-
HP (High Pressure) – высокое давление.
- HVLP (High Volume Low Pressure) - высокий объем, низкое давление.
- LVLP (Low Volume Low Pressure) - низкий объём, низкое давление.
- LVMP (Low Volume Middle Pressure) – низкий объем среднее давление.
- RP (Reduced Pressure) - пониженное давление.
- MP (Middle Pressure) - среднее давление.
- HTE (High Transfer Efficiency) – Высокая эффективность передачи.
Ниже, более подробно рассмотрим системы переноса краски, наиболее часто применяемые малярами для гаражной и вообще ремонтной окраски автомобилей.
Краскопульты системы HP - пожалуй, занимают первое место среди гаражных маляров и это уже ставшая классической, система распыления краски. Краскопульты этой системы распыляют материал при большом давлении на выходе распыляющей головки составляющим порядка 1,2 – 1,5 атм.
Рекомендуемое давление на входе такого краскопульта имеет широкий диапазон и составляет 2.5 – 5 атм. Расход воздуха при работе с такими краскораспылителями можно считать достаточно низким от 100 до 300 литров в минуту.
Достоинства HP.
-
Широкий факел, вследствие чего достигается равномерное нанесение материала (краски, лака).
-
Большая скорость нанесения покрасочного материала.
Недостатки HP.
-
К недостаткам можно отнести низкий процент переноса краски, примерно до
45%, т.е. 65% купленной вами краски-лака просто улетает в воздух
рикошетом от поверхности, превращаясь в туман и оседая, окрашивают все
вокруг.
-
Также, благодаря высокому давлению создаются завихрения в воздухе, что
приводит к высокой замусоренности окрашиваемой поверхности, что в
дальнейшем ведёт к неизбежной шлифовке и полировке поверхности после
окрашивания.
Краскопульты системы HVLP были придуманы
конструкторами в 80-х годах прошлого столетия в угоду защиты окружающей
среды. Их конструкция устроена так, что благодаря специальному строению
воздушных каналов пистолета распыление краски происходит при низком
давлении на выходе (примерно 0,7атм) и достаточно высоком давлении на
входе 2,5-3атм. За счет такой конструкции распылителя разработчики
добились высочайшего переноса материала, свыше 70%. (Официальное требование к производителям такого оборудования – перенос материала не менее 65%)
И как можно понять, всего 35-20% краски улетает в воздух,
соответственно, это система распыления является не только экономичной,
но и более экологичной.
Такая экономия достигается тем, что на выходе из сопла капли краски
имеют очень невысокую скорость, соответственно и меньший рикошет и
меньшее образование тумана. Поэтому, наносить материал таким краскопультом следует достаточно близко от окрашиваемой поверхности, примерно 12 - 15см.
Достоинства HVLP.
-
Высокая экономия материалов.
-
Практически отсутствие опыла.
-
Нет завихрений - нет мусора.
Недостатки HVLP.
-
Высокое потребление сжатого воздуха, от 360 и выше литров в минуту,
следовательно, нужен мощный компрессор с большой производительностью.
-
Увеличенный диаметр воздухопровода.
-
Установка дополнительных фильтров очистки воздуха от влаги и масла, так как компрессор работает, что называется «на всю катушку» перегоняя массу воздуха.
-
От маляра требуется высокий профессионализм. Чуть задержал руку при проводке, и подтеки тебе гарантированы.
-
Из-за близкого расстояния краскопульта до окрашиваемой поверхности, неудобно красить далеко расположенные места, к которым трудно дотянуться.
Краскопульты системы LVLP достаточно свежая
разработка и является неким компромиссом между HVLP и HP. Конструкторы
постарались убрать недостатки присущие вышеуказанным системам
распыления, поэтому LVLP является на сегодня наиболее перспективной.
Имея на выходе давление 0.7-1.2атм, а на входе около 1.5-2.0атм, получаем высокий перенос краски от 65% при относительно небольшой прожорливости сжатого воздуха 150-350 литров.
Увеличение расстояния от пистолета до поверхности, при нанесении
краски-лака по сравнению с HVLP на 5-10см, позволяет проще окрашивать
труднодоступные места.
Достоинства LVLP.
-
Низкое потребление воздуха.
-
Высокий перенос материалов на окрашиваемую поверхность.
-
Низкая чувствительность к перепадам давления.
Недостатки LVLP.
Остальные системы распыления (LVMP, RP, MP, HTE и другие)
являются симбиозом вышеперечисленных, не имеют особых конструктивных
особенностей и отличаются только оригинальным названием, данным им
производителем, поэтому углубляться в их изучение, пожалуй, нет смысла.
|