Дело в том, что в нашей стране практически отсутствует система профессиональной
подготовки специалистов кузовного ремонта. Маляры осваивают азы профессии у действующих
мастеров. Мастера передают ученикам ту технологию, которую они в свою очередь
получили от своих учителей. Она рассчитана на применение тех материалов, с которыми
они привыкли работать. Интересные казусы возникают в тот момент, когда маляру
предлагают попробовать новый продукт, более современный по своим характеристикам,
облегчающий работу маляра и снижающий затраты станции. Маляр, получив новый продукт,
естественно, начинает работать с ним по старинке, так, как он привык, игнорируя
рекомендации производителя. Результат, как правило, оказывается отрицательным.
Маляр заявляет продавцу: "Ваша краска (лак, шпатлевка) плохая", берет
старые материалы и начинает всё переделывать.
В этой связи позволим себе привести очень показательный пример. 2526 июня в Новосибирске
проходил технический семинар для колористов и маляров, организованный компанией
"СИБИРСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" (дистрибьютор торговой марки Profix). В работе
этого семинара приняли участие непосредственно производители автоэмалей Profix,
представитель фирмы "Multiсhem" по торговым отношениям Эва Боровяк и
главный колорист компании Гжегош Турек. Первый день работы был, как обычно, посвящен
представлению новой продукции. Также были обсуждены вопросы подбора "проблемных"
цветов. Занимательный момент произошёл на второй день работы семинара, который
был посвящен вопросам нанесения автоэмалей и лаков. Участники семинара заявили
производителям, что их лак "вскипает" в процессе высыхания(то есть на
всей ремонтируемой поверхности появляются пузырьки воздуха, которые невозможно
удалить абразивом, поскольку пузырьки достигают непосредственно базового покрытия,
и при попытках удалить "вскипевший" лак абразивом его толщина сводилась
к нулю). Производители удивились и попросили маляров объяснить, как они наносили
лак. Выяснилось, что маляры, привыкшие работать с недорогим лаком, который имеет
маленький сухой остаток, по привычке лак наносили в три слоя, объясняя это тем,
что у них нет покрасочносушильной камеры. В таких условиях сушки на поверхность
неизбежно прилипает пыль, которую надо тщательно снимать абразивом с дальнейшей
полировкой, для этого им нужен хороший запас лака по толщине. Плюс ко всему, для
того чтобы увеличить толщину лакового слоя, маляры готовили смесь с нарушением
технологии. Вместо 25ти положенных объёмных частей растворителя они добавляли
всего 10. В ответ на это производители указали, что если придерживаться указанных
производителем пропорций в лаковой смеси, наносить её в два слоя и правильно выдерживать
межслойную сушку, то лак высохнет нормально, без эффекта "вскипания".
Также они пояснили, что лак, о котором идёт речь (Profix CP 125), хоть и относится
к серии лаков MS, имеет более высокий сухой остаток, чем те лаки MS, к которым
привыкли потребители. Поэтому он рассчитан на нанесение 2х слоев, дающих нормальную
толщину слоя.
В качестве эксперимента было сделано следующее. Взяли капот, покрытый лаком, и
разделили его на четыре равные части. Для работы приготовили две смеси. Первая
смесь была приготовлена в точности, как предписывает технология - на 100 объемных
частей лака 50 частей отвердителя, 25 частей растворителя. Вторая часть приготовлена
с нарушением технологии: вместо 25 частей растворителя в смесь добавили всего
лишь 10 частей. После этого лак начали наносить на капот. На первую четверть -
два слоя правильной смеси, на вторую четверть - три слоя правильной смеси, на
третью четверть - два слоя смеси с малым количеством растворителя и на последнюю
часть - ту же самую смесь, но в три слоя. Чтобы доказать, что у лака есть запас
прочности, межслойную сушку свели с 15 минут до 7. После высыхания при нормальной
температуре 25 градусов, вне покрасочной камеры, ни одна из частей капота не "закипела".
Ни через час, ни через два, ни через четыре. Однако остался открытым вопрос о
достаточности толщины лакового слоя, в том случае если придется "спиливать"
пыль. Поляки с улыбкой ответили:
- А спиливать не придется, потому что её не будет.
- Как не будет?
- Так, не будет. Если лак наносить в два слоя, то покрытие сохнет быстрее и не
набирает пыль.
После этого они пригласили маляров к только что высохшему капоту. На тех участках,
на которые нанесли два слоя лака, "сорности" практически не было, а
вот участки с тремя слоями лака были буквально усыпаны мелкой пылью и "сором".
Это стало настоящим открытием для слушателей семинара. Таким образом, только на
нанесении лака CP 125 в системе Profix маляр может сэкономить массу времени и
израсходовать на 30% меньше лака, чем требовалось при использовании лака MS предыдущего
поколения. Как пояснили впоследствии представители компании Multichem, лак MS,
с которым они работали, относится к новому поколению лаков, содержание растворителей
в котором намного ниже. Следовательно, такой лак не дает большую усадку, что позволяет
наносить его в два слоя, а не в три. Кроме того, он быстро сохнет, и пыль попросту
не успевает осаживаться на ремонтируемой поверхности. Так что и без покрасочной
камеры можно добиться чистого покрытия. Некоторые истины рождаются в споре, а
некоторые в диалоге.
Диалог, общение и совместное решение проблем - вот принцип работы компании, продвигающей
систему Profix. Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.